В нашем детском саду педагоги всех возрастных групп уделяют большое внимание воспитанию в детях бережного отношения к природе. Ведь начинать эту работу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.
Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам.
Цель и задачи экологического воспитания в детском саду
В соответствии с ФГОС ДО основная цель экологического воспитания —воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
- Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
- Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- Формирование системы экологических знаний и представлений(интеллектуальное развитие);
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Нормативно-правовые документы, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию:
- Закон “Об образовании в Российской Федерации”
- Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
- ФГОС ДО
Формы и методы работы с воспитанниками
- Экологические экскурсии, целевые прогулки
- Экологические акции
- Лаборатория юного эколога
- Экологические выставки
- Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы
- Экологические игры
- Наблюдения
- Заполнение календаря природы
- Моделирование
- Экологические проекты с участием педагогов, воспитанников и их родителей.