страничка учителя-логопеда

Учитель – логопед Насырова Гульнара Рашитовна

 

Доброго времени суток всем посетителям моей странички!

На моей страничке опубликованы материалы по логопедии, авторские и моих коллег (источник интернет).

Итак, специальность «логопед»…

Казалось бы, показать правильное положение языка, дать домашнее задание на отработку скороговорок — что может быть проще? На первый взгляд, работа логопеда не кажется сложной. Но если вы сами попытаетесь научить человека, например, правильно произносить звук Р, ваше отношение к профессии логопеда сразу изменится. Такая работа требует серьезной теоретической подготовки, отличных знаний механизмов голоса, речи, психологии и патофизиологии. Отрабатывать часами каждый звук с пациентами изо дня в  день готовы только очень настойчивые специалисты. В противном случае лечение может длиться годами, если, конечно, логопат (человек с недостатками речи) не убежит раньше.

В чём заключается работа логопеда?

Для каждого клиента логопед ищет индивидуальный подход. Перед началом коррекционной работы специалисту нужно установить контакт с клиентом. Ведь люди с дефектами произношения часто имеют страх речи — стесняются своих недостатков и боятся говорить с другими. Из-за таких особенностей  клиентов у логопедов вырабатывается привычка, даже в нерабочее время, говорить мягко, сочувственно. Работа начинается со специально отобранных, в зависимости от проблемы, артикуляционных упражнений. И, конечно, логопед, прежде чем учить других, должен уметь сам идеально их выполнять. Например, показать пациенту, в каком положении удерживать язык, чтобы достичь желаемого звука. После артикуляционной гимнастики начинается постепенная постановка звука. Затем этот звук  начинает вводиться в слоги, слова, предложения. Параллельно даются упражнения на развитие слухового внимания, мелкой моторики и прочие упражнения, казалось бы, непосредственно не связанные с речью. Все задания для  детей даются в игровой форме. И так в течение длительного времени. Весь процесс от постановки звука до введения его в речь обычно занимает около 3 месяцев (при двух занятиях в неделю), но иногда, со сложными пациентами, он растягивается на год или больше.

Программа онр логопункт

Игры, способствующие развитию речи.

Ответы на вопросы родителей:

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги(на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие(ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Как попасть на занятия к логопеду?

Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю.
В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления (в логопедическую группу) необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.

Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

 

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?

Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко –подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила – нож. Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЛЕЙ:

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?

Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).

Как правильно учить ребенка читать и писать?

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р нал (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.

Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать.

Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырех лет при условии систематических занятий.
Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д.Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Нормы развития речи по возрастам.

0-1 год

1 месяц — ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяца – ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия и неудовольствия. Появляется улыбка при общении.

3 месяца — «комплекс оживления», появляется гукание, преобладают гласные звуки А, Э, У, И и согласные Г, К, Х.

4 месяца – появляется первый смех, к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев — ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса.

6 месяцев — появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса).

7 месяцев — ребенок готов к игре. Он использует разные голосовые реакции для привлечения внимания взрослых. находит взглядом предметы по просьбе взрослого.

8 месяцев — появляется лепет, ребенок повторяет одинаковые слоги (да-да, па-па, ба-ба, тя-тя, ар-ар-ар, ах-ах, аття).  Возникает реакция на незнакомое лицо.

9 месяцев — ребенок активно общается с помощью жестов, интонации, играет в «ладушки».

10 месяцев – появляются лепетные слова. Часто это называют «нянькин язык», слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тата, кука, баба и т. д.).

11 месяцев – ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции. Показывает предметы по просьбе взрослого (“где часы?”, “где кукла?” и т.д.)

1 год — в речи ребенка 10-12 лепетных слов (“папа”, “баба”, “мама”, “дай”, “дядя”, “кис-кис”, “ту-ту” и т.д.),  понимает некоторые слова, соотнося их с предметами, понимает простые инструкции («дай мяч», «нельзя», «поцелуй маму»). Знает свое имя. Показывает 1-2 части тела.

1-2 года

Дает несколько предметов по просьбе.

Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции.

Знает запрет «нельзя», «не трогай».

Требует предметы, используя указательный жест или слово.

Произношение нечеткое, слова понятны только родителям.

1 год 6 месяцев — словарный запас ребенка составляет 20-50 слов. Активный рост словаря.

Любит подражать голосам животных.

Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос).

Внимательно слушает чтение сказок, стихов.

Может по просьбе найти предмет вне комнаты.

Различает интонацию вопроса.

Обратите внимание, если ребенок в этом возрасте отворачивается от знакомого человека, когда тот хочет с ним поговорить, не реагирует на словесную инструкцию, понимает только жесты, не любит заниматься с игрушками, не рассматривает картинки в книгах. Возможно, потребуется работа со специалистом.

1 год 9 месяцев – начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования (“папа туту” – папа едет).

Общее звучание речи смягченное.

Говорит о себе в 3 лице (по имени).

Отвечает на вопросы словами “да”, “нет”.

Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними.

Слушает и понимает небольшие рассказы.

К 2 годам называет предмет по просьбе.

Использует уменьшительно – ласкательные суффиксы (нос-носик).

Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока).

Знает слова большой-маленький, хороший-плохой.

Различает понятие один-много.

Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

Обратите внимание, если к 2 годам ребенок не понимает обращенную к нему речь, знает менее 50 слов, не пробует построить короткую фразу из 2 слов, не играет с игрушками, играет в одиночестве, отдельно от других детей, не может выслушать до конца даже очень короткую сказку, не рассматривает картинки в книге.

2-3 года.

Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря.

Появляются предложения из 2 слов («дай пи» – дай пить)

Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у).

Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется.

Знает 1-2 цвета.

Задает вопрос «что это?»

Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем…»)

Слушает простые рассказы.

С 2,5 лет  использует сложные предложения.

Согласовывает прилагательные и существительные (“красивая мама”).

Отвечает на вопросы “почему”, “сколько”

Начинает говорить от первого лица («Я»).

Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе.

Различает предлоги “через”, “между”, “из-за”, “из-под”.

Обратите внимание, если к 3 годам ребенок грамматически неправильно употребляет основные части речи, не использует распрострененное предложение, не употребляет предлоги “в”, “на”.

3-4 года.

Период интенсивного развития речи.

Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад).

Называет свое имя, возраст, пол.

Определяет пол людей (он — папа, она — мама).

Использует прошедшее и настоящее время.

Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне».

Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т. д.).

Подбирает рифмы к словам.

Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик).

Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела – до леса).

Произносит твердые звуки С, З. Ц.

4-5 лет.

Словарный запас 2000 слов.

В речи появляются наречия.

Развивается «словотворчество».

Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

Использует в речи обобщающие слова.

Называет животных и их детенышей.

Читает наизусть небольшие стихотворения.

Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

Использует слова много-один.

Называет времена года.

Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.)

Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

5-6 лет.

Звукопроизношение в норме.

Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению  в правильной логической последовательности.

В речи использует синонимы и антонимы.

Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог.

Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные.

Формируются навыки звукового анализа слов ( ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове).

Формируется внутренняя речь.

6-7 лет.

Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений.

Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации.

Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова.

Пересказывает текст в логической последовательности.

Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта.

Сам может придумать сказку или рассказ.

Свободно употребляет простые и сложные предложения.

Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова.

Понимает и употребляет многозначные слова.

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни. Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЯ

Логоритмика включает три основных элемента: слово (звук); ритм; движение. Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект. За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки: использование артикуляционного аппарата; мелкую моторику и способность совершать движения кистями и пальцами; контроль над собственным телом; координацию движений. Регулярные занятия развивают музыкальный слух и память. Выполнение упражнений направлено на то, чтобы добиться у малыша соответствия возрастным особенностям. Конечно, не стоит забывать, что любой ребенок – индивидуальность. То, что один освоил в два годика без проблем, другому станет доступно лишь к 3,5 годам. Но есть определенные базовые навыки, без которых о нормальном развитии дошкольника не может идти речи. Помимо этого, занятие развивают внимательность, способность к аналитическому мышлению и память.

 

Дорогие родители!

Вашему вниманию представляю авторскую игру на автоматизацию звука Р “Спасение ведьмы Адрианы”. Скачивайте и играйте вместе с детьми.

   Игра Спасение ведьмы Адрианы   

Угадай звуки. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Играем с тигрой

Приключения Лунтика

БеЛочка Лола

Вашему вниманию предлагаю игры для детей в сделанных в программах WORD  и в формате ПДФ. Скачивайте и распечатывайте! Занимайтесь дома с удовольствием!

Игра “Изучаем предлоги”

Игра добль звук ц

игра добль автоматизация звука Ш

игра добль автоматизация звука К

игра добль автоматизация звук Р ст. согласных

 

ЧЕК – ЛИСТ «КОГДА НУЖНО ИДТИ К ЛОГОПЕДУ»

К логопеду в 2 года:

Если ребенок не понимает речь взрослого;

Если ребенок не произносит никаких звуков;

 Если ребенок не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова;

К логопеду в 3 года:

Если ребенок не строит предложения;

Если говорит на своем языке;

Если «каша» во рту;

Если не выговаривает звуки: А, О, У, И ,Ы, Э, Б, П, М, Т, Д,Н,Г,К,Х,В,Ф

3 года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

 К логопеду в 4 года:

Если не выговаривает звуки с, з, ц;

Если пропускает или переставляет местами слоги;

Если не знает цвета, путает названия животных, овощей, фруктов.

4 года – возраст, когда можно начинать исправлять звуки. Ребенок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания, он уже может контролировать свою речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, нужны занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая структура, словарный запас, грамматический строй)

 К логопеду в 5 лет:

Если ребенок не выговаривает звуки Ш,Ж,Ч, Щ;

Если делает ошибки в окончаниях;

Если не умеет пересказывать;

Если  отвечает на вопросы одним словом;

5лет – это возраст, когда постепенно уходит словотворчество, расширяется словарный запас, ребенок строит развернутые предложения, почти не путает значения слов. Речь пятилетнего ребенка похожа на речь взрослого.

К логопеду в 6 лет:

Если ребенок не выговаривает звуки Л, Р;

Если не умеет определять первый и последний звуки в слове;

Если не может запомнить буквы и выучить алфавит;

Если не умеет рассказывать;

Если не знает времена года;

Если путает «вправо», «влево»;

6 лет – это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важных показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно решить до школы, иначе они будут мешать обучению в школе.

 

Нормы речевого развития ребенка 2-3 лет

Речь ребенка двух лет активно формируется под воздействием разных психических процессов, происходящих с ним. Например, благодаря увеличению усидчивости и концентрации внимания он уже может внимательно слушать чтение коротких сказок. Развитые память и внимание способствуют быстрому запоминанию новых предметов и слов, даже мимолетом услышанных в речи взрослых и сверстников. Развитие логического мышления помогает малышу проводить связи между предметами, находить общие качества, отсюда появляются степени сравнения, антонимичные прилагательные, а также группировка предметов в категории. Ребенка 2-3 лет отличает врожденная любознательность, поэтому ему интересно все, что происходит вокруг. Интерес вызывают не только предметы, но и действия, которые с ними можно производить, их качества. Малыши активно пополняют свой словарный запас глаголами и прилагательными – происходит становление фразовой речи. Нормы развития речи у детей 2-3 лет достаточно широкие, при том что у каждого малыша свой индивидуальный темп. Но чтобы вам было, от чего отталкиваться при занятиях с ребенком, дадим основные отличительные черты возраста:

1. К 2,5 годам словарный запас – от 1000 до 1200 слов, что в два раза превосходит объем вокабуляра двухлетки.

2. Ребенок может словам объяснить, что он хочет, высказать просьбу, а также объяснить, что случилось.

3. При чтении малыш может частично повторить прочитанные фразы, пересказать самый запоминающийся фрагмент, отвечать на простые вопросы по тексту.
4. Кроме основных частей речи, появляются числительные, наречия, причастия и деепричастия. 5. В речи появляются обобщающие понятия (игрушки, одежда, посуда и пр.), а также цвета, геометрические формы, частично цифры, иногда буквы.

6. «Облегченные» слова вроде «би-би» и звукоподражания встречаются все реже, уступая существительным.

7. Малыш находится в активной фазе словотворчества. Например, при склонении существительных, образовании уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа в словах появляются неправильные суффиксы и окончания, подобранные по аналогии с другими словами.

8. Вопросительные предложения пока в большей степени формируются интонацией, но появляются и вопросительные местоимения – почему, зачем.
9. В звукопроизношении еще много ошибок, особенно «страдают» свистящие, шипящие, звук «р», «л». Звуки могут коверкаться, а могут пропускаться или меняться местами.

10. Ребенок знает несколько четверостиший полностью или с договариванием.

11. Активно используется форма диалога как при общении, так и во время ролевых игр. При этом уже освоены формы вежливости – приветствие, прощание, благодарность.

12. Появляется управление силой голоса: громкий голос освоен на отлично, а вот шепот дается с трудом. Развитие речи в этом возрасте – это не столько самостоятельное направление, сколько часть всего комплекса развития. Так как речь очень зависит от памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики. Но есть и те факторы, которые влияют именно на речь, например, артикуляция или сила дыхания. Кстати, в статье: “Игры на развитие дыхания для детей” мы рассказывали про игры на развитие дыхания, они здорово запускают речь.

Источник: https://academy-of-curiosity.ru/razvitie-rechi/igry-na-razvitie-rechi-dlya-detej-2-3-let/

 

Давайте, дорогие родители, еще раз поговорим о нормах развития речи у детей!

Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности.

Как здорово, когда ребенок умеет говорить и выражать свои мысли и желания! Каждый родитель с нетерпением ждет тот момент, когда услышит первое слово своего малыша. Но бывает так, что этого приходится очень долго ждать, и многие взрослые начинают волноваться и предпринимать шаги по развитию речи слишком поздно, когда проблема уже стала явной.

В норме, речь у детей развивается по следующим этапам:

–     Крик и плач. Появляется с момента рождения. Это первый способ общения со взрослыми. Так ребёнок передает информацию о том, что он голоден, хочет спать или у него что-то болит. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

–     Гуление (около 2 месяцев). На этом этапе появляются первые звуки (агу-угу, тя-тя, ба-ба). Малыш с удовольствием растягивает гласные, прислушиваясь к ним. Если в этом процессе участвует взрослый, то гуление будет более активным.

–     Лепет (к началу 3-го месяца). Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7 — 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

–     Первые слова. С 10 — 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым). К 12 месяцам появляются первые простые слова. Малыш начинает понимать, что у каждого предмета есть своё название.

–     Предложения. Примерно к 1.5-2 годам ребёнок начинает использовать предложения. Чаще всего они состоят из 2-3 слов, но со временем усложняются и увеличиваются в объёме.

В последнее время родители часто жалуются на позднее формирование речи ребёнка, что активный словарь его состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звуко-подражаний и звуковых комплексов. При этом дети широко используют указательные жесты, мимику. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям поведения, психической активности, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Все это характерно для неговорящих, «безречевых» детей.

Неговорящие, «безречевые» дети – это дети с тяжелыми речевыми нарушениями .

Неговорящие дети – это дети, которые в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью и не владеют навыками связного высказывания. У них длительное время отсутствует речевое подражание и таким детям очень сложно овладеть новыми словами. Но в то же время нельзя говорить, что они вообще не общаются. Чаще всего они общаются звуками, жестами и обрывками лепетных слов.

К «безречевым» можно отнести детей с сенсорной, моторной алалией, анартрией, нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом.

Для «запуска» речи ребёнка мы предлагаем родителям использовать игровые приёмы, с которыми можно познакомиться пройдя по ссылке :