Инклюзивное образование

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативно-правовыми документами:
 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Устав ГБОУ СОШ с.Камышла
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ  от 31 июля 2020 г. № 373;
 Приказ министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
— Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
— Приказ министерства образования и науки Самарской области от 04.09.2004 года №276-од «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области» ;

—Приказа министерства образования и науки Самарской области от 10.08.2016 №259-од  «О внесении изменения в приказ министерства образования и науки Самарской области от 04.09.2014 № 276-од «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей —  инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области»

— Распоряжение Министерства просвещения РФ   от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении  примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Распоряжение Министерства просвещения РФ  от 06.08.2020 № Р-75«Об утверждении  примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»  (в ред. распоряжения Минпросвещения России от 06.04.2021 № Р-77) 

 

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д.

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми.

Принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В основе работы Учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит социальная адаптация воспитанников, концепция равных возможностей для всех участников образовательного процесса. В СП «детский сад» созданы условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекцию их нарушений.

Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
  • обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач детского коллектива;
  • овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске

Локальные акты:

1.Положение о группе компенсирующей направленности

2.Положение об оказании логопедической помощи

3.Положение о порядке реализации программ реабилитации и абилитации ребенка-инвалида

4.Положение о разработке и реализации рабочих программ педагогов

5.Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ

6.Положение о психолого-педагогическом консилиуме

      Приказ об утверждении состава психолого-педагогического консилиума

       План-график-проведения-плановых-заседаний-ППк

7.Положение-о-разработке и реализации АОП для детей с ОВЗ, в том числе детей инвалидов

8.Положение о ВСОКО в СП Детский сад Березка ГБОУ СОШ с.Камышла

Программа внутренней системы оценки качества образования

9.Положение о консультативном пункте

 

Программы:

Описание адаптированной образовательной программы дошкольного образования  СП “Детский сад Березка”ГБОУ СОШ с.Камышла для детей с ТНР на 2023-2024 уч.год.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР на 2023-2024 уч.год. (соответствует ФГОС ДО с учетом ФАОП ДО)

 

Описание адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР на 2023-2024 уч.год

Адаптированная основная  образовательная программа дошкольного образования программа для детей с ЗПР на 2023-2024 уч.год(соответствует ФГОС ДО с учетом ФАОП ДО)

 

Описание-адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением слуха СП ” Детский сад Березка” ГБОУ СОШ с.Камышла на 2023-2024 уч.год.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями слуха СП ” Детский сад Березка” ГБОУ СОШ с.Камышла на 2023-2024 уч.год.

Рабочие программы:

Рабочая программа учителя – дефектолога по коррекционно-образовательной деятельности для детей 4-7 лет на 2023-2024 учебный год 

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на 2023-2024 учебный год

Рабочая_программа воспитательно-образовательной работы в_подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет

Рабочая_программа воспитательно-образовательной работы в старшей_группе компенсирующей направленности для детей 4-6 лет

 Рабочая программа музыкального руководителя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая программа инструктора по физической культуре в старшей группе компенсирующей направленности для тей с ТНР.

 Дополнительная общеобразовательная программа нейропсихологической коррекции речевой сферы “Игралочка”.

Циклограммы:

Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

Циклограмма рабочего времени педагога-психолога

 

Повышение квалификации педагогических работников реализующих АОП ДО

 

Принципы работы

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода  психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Методы и формы работы с детьми

  • Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
  • Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
  • Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
  • Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
  • Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
  • Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Формы и методы работы с родителями:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Деловые игры.
  • Проведение совместных праздниковгде родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка к нам в группу, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме

  • сотрудничаем с социумом (детская поликлиника, соц.защита);
  • участвуем в семинарах-практикумах для педагогов;
  • делимся опытом;
  • используем презентации;
  • проводим «Дни открытых дверей».